В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Как следует из п. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно п. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Поскольку отношения между налоговыми органами и налогоплательщиком основаны на властном подчинении, сделка об уступке последним права требования суммы возмещения НДС другому лицу является недействительной.
Аналогичный вывод следует из п. 14 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.06.1996 N 5, в отношении договора цессии о передаче требования о возврате излишне или незаконного взысканного штрафа за нарушение таможенного законодательства.
В соответствии с нормами НК РФ право на зачет (возврат) налогов, пеней и штрафов имеют следующие категории организаций и индивидуальных предпринимателей:
1) налогоплательщики – если они (либо иное лицо за них) переплатили указанные платежи или их взыскал в излишней сумме налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ);
2) налоговые агенты – в части налогов, пеней, штрафов, которые они излишне перечислили в бюджет и (или) которые с них как с налоговых агентов излишне взыскала инспекция (п. 2 ст. 24, п. п. 1, 14 ст. 78, п. п. 1, 9 ст. 79 НК РФ);
3) ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков – в части излишне уплаченного или излишне взысканного налога на прибыль по группе, а также начисленных по нему пеней и штрафов (п. 3 ст. 25.1, пп. 7 п. 2, пп. 5 п. 3 ст. 25.5, абз. 3 п. 9, п. 14 ст. 78, абз. 1, 3 п. 9 ст. 79 НК РФ).
Таким образом, договор уступки права требования возврата или зачета сумм излишне уплаченного налога другому лицу не соответствует названным выше нормам ГК РФ и НК РФ.
Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Указанная позиция соотносится также с положениями статьи 383 ГК РФ, в силу которой переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, не допускается.