<Письмо> Минприроды России от 31.07.2024 N 25-47/30577 “О рассмотрении обращения”
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2024 г. N 25-47/30577
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Минприроды России рассмотрело письма по вопросу организации деятельности по обращению с отходами в части договорных отношений между арендодателем и арендатором и в рамках компетенции сообщает.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Основания приобретения права собственности определены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, а также вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
При этом Законом N 89-ФЗ предусмотрены случаи, когда заключение договоров на оказание услуг по обращению с отходами является обязательным.
В соответствии с положениями статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее – региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В силу пункта 1 статьи 14.4 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
На основании изложенного Минприроды России сообщает, что обязанность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с отходами возложена на собственника недвижимости, если иное не предусмотрено договором аренды.
В случае если в договоре аренды указано, что все образующиеся на территории арендодателя отходы арендатора являются собственностью арендодателя, а также при наличии у арендодателя заключенного договора с региональным оператором и (или) федеральным оператором, обязанность заключения соответствующих договоров у арендатора не возникает.
Заместитель директора Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере обращения с отходами
производства и потребления
Б.В.ФРАНЦУЗОВ