1.Проверка расходов по оборонному заказу
Верховный суд РФ подтвердил решения предыдущих инстанций. Согласно Федеральному закону № 275-ФЗ, финансирование исполнения работ происходит после верификации затрат подрядчиков. Исполнители (Подрядчики), работающие с оборонными заказами, обязаны отчитываться о правомерном использовании государственных средств и несут ответственность за их неправомерное использование. Для утверждения окончательной суммы расходов требуется заключение от Департамента аудита государственных контрактов Минобороны РФ, основанное на данных от военного представительства о проверке расходов. Это заключение подтверждает, что работы или поставки осуществлены согласно установленной стоимости. Если расчеты подрядчика не соответствуют закону № 275-ФЗ и не подтверждают реально понесенные затраты, то такие расходы сокращаются и не оплачиваются. При обнаружении риска невозможности подрядчиком завершить контракт из-за уголовных преследований, заказчик имеет право остановить контракт и расторгнуть его односторонне или через судебный процесс.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 13 сентября 2024 года №305-ЭС24-14726 по делу №А40-90077/2023 (https://ras.arbitr.ru/Document/Pdf/a6d0a20d-3d3e-496a..), Решение АС города Москвы от 26 октября 2023 года по делу №А40-90077/2023 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/a6d0a20d-3d3e-496a..)
2.Заказчик должен оплатить поставку
Верховный Суд РФ поддержал выводы судов низших инстанций о том, что нежелание Поставщика согласовывать фиксированную цену продукции согласно условиям контракта в рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также промедление в предоставлении необходимых документов, обосновывающих цену, могут привести к исключению некоторых расходов Госзаказчиком на приобретение товара. Несмотря на это, факт поставки товара Заказчику обязывает последнего оплачивать поставку. Своевременность установления фиксированной цены критична для Заказчика в контексте оплаты товара, поскольку при её нарушении Заказчик подлежит ответственности перед Поставщиком, включая неустойку в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что по мнению Верховного Суда РФ (Определение от 12.01.2018 по делу № 305-ЭС17–20003), согласование цены является ключевой функцией Госзаказчика, который отвечает за надлежащее использование бюджетных средств по контракту, выполненному в рамках ГОЗ.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 17 сентября 2024 года №305-ЭС24-15576 по делу № А40-192455/2022 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/cd37187a-8bc6-4f4d..), Решение АС города Москвы от 18 октября 2023 года по делу № А40-192455/2022 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/cd37187a-8bc6-4f4d..), Постановление АС Московского округа от 27 мая 2024 года по делу №А40-192455/2022 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/cd37187a-8bc6-4f4d..)